Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Колеровка: делаем мир цветным

Персиковые стены, нежно-розовый потолок, бежевые дверные наличники... Сделать свой дом нарядным и непохожим на другие можно с помощью красок. Их сегодня в продаже великое множество — разного типа и цвета. А если какого-то оттенка не нашлось, то можно создать его прямо в магазине — для этого нужно добавить цветные пигменты.
Пигмент — это компонент, который отвечает за цвет краски и ее прозрачность, а кроме того, в целом определяет свойства лакокрасочного состава. Цветные наполнители позволяют получить краску любого, даже самого «хитрого» цвета: достаточно добавить в белую или прозрачную базу один или несколько пигментов в нужном соотношении — и требуемый оттенок получен. Производители выпускают сегодня не только краски, но и лаки, грунтовки, цемент, которые можно раскрасить по собственному усмотрению.

КАКОГО РОДУ-ПЛЕМЕНИ ПИГМЕНТ?

Не вдаваясь в подробности, разберемся в том, какие бывают пигменты. Одни цветные добавки имеют природное происхождение, другие «цветоносители» получают искусственным путем. Минеральных неорганических пигментов, которые добывают прямо из земли практически в готовом к использованию виде, не так уж много. Эти пигменты были известны еще нашим мамам: вряд ли кто не знает о меле, извести, охре, каолине, графите, железном сурике. Минералы и горные породы измельчают — и можно добавлять получившуюся пудру в составы. Применяют их по-разному. К примеру, мел и умбра подходят для клеевых красок, графит — для масляных, предназначенных для покрытия горячих поверхностей из металла. Минеральные цветные наполнители недороги и не боятся ни погодных условий, ни щелочей, так что лакокрасочные материалы с ними подходят для наружных работ. Одно плохо, яркого насыщенного цвета минеральные пигменты дать не в состоянии.
Синтетические добавки (как правило, соли и оксиды металлов) могут быть как органическими, так и неорганическими. Последняя группа особенно многочисленна и распространена. Из пигментов, входящих в нее, наиболее известны белила (свинцовые и цинковые), сажа, оксид хрома, литопон, коричневый марс, синий кобальт. К группе синтетической органики относятся красочные фарблаки разнообразных цветов, а также такие добавки, как индулин, монастраль, литоль. Органические пигменты дают интенсивный чистый цвет, но плохо переносят воздействие света и погодных условий. Они подходят для масляных и клеевых красок. Неорганические наполнители не имеют такого чистого цвета, зато не боятся ни света, ни действия щелочей.
Есть еще так называемые металлические пигменты. Эти наполнители имеют такое название, поскольку получают их из цветных металлов и их сплавов, измельченных в пудру. Применяют металлические пигменты в живописи, в клеевых красках, при окраске элементов из металла. К этой группе относятся алюминиевая пудра, золотистая и серебристая бронза, порошок меди, цинка. Металлическая пудра при нанесении образует на поверхности чешуйки, защищающие выкрашенную деталь от агрессивного воздействия.
Это основная классификация цветных наполнителей. Можно классифицировать пигменты иначе, к примеру по степени укрывистости: они могут быть корпусными (дают плотное покрытие) и лессировочными (прозрачными). Другое разделение присадок — по цвету: различают белые, бесцветные и цветные (красные, синие, желтые, зеленые, коричневые, черные) пигменты.

ЗАМЕШУ Я... КРАСКУ

Гораздо интереснее всевозможных классификаций сам процесс получения лакокрасочных материалов с нужным цветом. Для этого необходимы база (белый или бесцветный состав), пигмент и рецепт. Раньше можно было купить пигменты только в первозданном виде — в мелком порошке. Такой наполнитель нужно было замочить, процедить и только потом тоненькой струйкой вливать в состав. Сейчас в магазинах появились уже готовые к добавлению в краску пигменты: в виде концентратов, паст, микрокапсул, цветных эмульсий. Такие составы достаточно просто дозировать. В зависимости оттого, как много пигмента будет добавлено в краску, цвет получится более или менее интенсивным. В продаже есть как специализированные (предназначенные для конкретного вида краски), так и универсальные пигменты (к примеру, колеровочная паста «Аква-Колор»), которые можно добавлять практически в любой состав, будь то грунтовка, водный краситель, масляная краска, цементный раствор, затирка для швов — свойства базы при внесении цветного наполнителя от этого не меняются. Ряд «цветоносителей» (например, краситель Dufa) можно применять как самостоятельную краску или делать с ними смесь. Однако обычному покупателю сложно получить нужный цвет в большом объеме просто потому, что у него нет специального оборудования. Основная проблема заключается в том, что, замешав краску и добившись нужного оттенка, в следующей партии краски точного попадания цвета на глаз не достигнешь. Полученной цветной краски обычно не хватает на завершение работ, а с приготовлением большого объема краски трудно справиться вручную.
Поэтому производители красок предлагают услуги по колеровке лакокрасочных материалов прямо в точке продажи. Всю работу выполняет колеровочная машинная система, управляемая компьютером. Таким образом достигается точность дозировки всех компонентов, и нужный вам оттенок можно воссоздать в любое время, поскольку «чудо» совершается по четким формулам того или иного цвета. Машина же перемешивает базу (то есть белую краску) с пигментами в однородную смесь. Процесс занимает буквально несколько минут. Таким образом можно получить и 100 г краски нужного цвета, и несколько тонн состава. И главное, это можно сделать в любом месте, поскольку красочные смеси составляются по определенным цветным стандартам. Чаще всего это каталоги RAL, TVT, NCS. Производители лакокрасочных материалов предлагают и собственные каталоги цветов. Имеются отдельные колеровочные веера для водно-дисперсионных красок, эмалей, матовых и глянцевых составов. Окрасить основу можно более чем в 2000 оттенков. В зависимости от комбинации пигментов и их доли определяется и стоимость готовой краски (чем дороже цветной наполнитель, чем больше его содержание, тем дороже краска).
При выборе цвета учитывайте, что оттенок на маленьком образце или мониторе воспринимается не так, как на большой поверхности. Из опыта можно посоветовать выбрать цвет на тон светлее, чем вам понравился, — на стене получится как раз то, что вы хотели. Ведь восприятие зависит от освещенности, типа фактуры, наличия или отсутствия глянца, соседних цветов.

ФИРМЕННЫЙ РЕЦЕПТ КОЛЕРОВКИ

Как правило, колеровщику для безграничного творчества достаточно пары базовых красок и буквально десятка-полутора пигментных паст разных цветов. Обойтись можно и тремя основными цветами: красным, желтым и синим — их комбинации дают возможность получить практически любые цвета и оттенки.
В простейших составах для колеровки используют только один пигмент. Считается, что чем проще состав, тем лучше. Чаще специалистам приходится применять несколько цветных наполнителей, делая более сложное пигментирование. При этом важно смешивать пигменты, обладающие одинаковыми долговечностью и стойкостью кагрессивным средам. При соблюдении этого условия оттенок останется неизменным, пока вы не захотите сменить цвет. Кроме того, для одного состава нужно выбирать пигменты, частицы которых имеют одинаковый размер, иначе окрашивание может получиться неравномерным. Также приходится учитывать и то, что полученный цвет будет не таким чистым и ярким, как у одного пигмента. Еще одна хитрость заключается в том, что использование пигментов из разных групп (органические-неорганические) может дать неожиданные для неподготовленного потребителя оттенки (к примеру, смешав красный и зеленый пигменты, вы получите белый).
Не удивляйтесь, если специалист в магазине поинтересуется у вас не только тем, какой тип краски вам нужен, но и что именно вы собираетесь окрашивать: от условий эксплуатации напрямую зависят необходимые для вашего случая свойства пигментов (к примеру, светостойкость). Появление специальных красок (для горячих поверхностей, против ржавчины, меняющие цвет в зависимости от освещения и угла обзора), в свою очередь, привело к созданию особых пигментов. Особыми они становятся благодаря различным добавкам, изменяющим их свойства. Так, производители научились делать пигменты, обеспечивающие краске долговечность, стабильность, смачиваемость. Часто даже сами технологи не имеют всей информации о пигменте, который к ним поступает, поскольку производители стараются сохранить свое ноу-хау в тайне. Поэтому без предварительных проб и экспериментов добиться успеха в деле колеровки сложно.
Профессионал может дать совет и по цвету. Так, для наружных работ вам порекомендуют светлый оттенок, поскольку темное покрытие будет нагреваться, что не способствует долгой жизни краски. Лучше всего для фасадных красок подходят минеральные светостойкие пигменты, которые не слишком разнообразны по цветам. А если поверхность, на которую вы собираетесь нанести краску, постоянно подвергается загрязнению, возможен один из вариантов окрашивания: либо в цвет, контрастирующий с оттенком загрязнений, либо в тот же самый. Если же требуется колеровать водно-дисперсионные краски, выбирайте пастельный тон — получить насыщенную краску в этом случае довольно сложно.
Как видите, тонкостей при работе с пигментами немало. И только кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы добавить в ведро с белой краской цветной концентрат.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности