Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Снова в кредит

Осенний всплеск автокредитования вряд ли можно назвать «бумом», но общая тенденция положительная.
Последний настоящий «бум» в сфере кредитования покупки автомобилей был в 2006 году. Потом два года продолжался плавный рост, и вот с кризисом объемы резко упали и откатились к показателям четырех-пятилетней давности. Весной 2009 стало ясно, что большинство банков попросту свернули эти программы, а оставшиеся ужесточили условия и подняли ставки.
Тогда было принято решение о господдержке приобретения новых (не состоявших на государственном регистрационном учете) автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных на территории Российской Федерации, стоимость которых на дату заключения кредитного договора составляет не более 350 000 рублей и полная масса которых не превышает 3.5 тонны. Перечень, утвержденный Министерством Промышленности и Торговли РФ, включает 50 моделей. Их покупателям из бюджета компенсируется две трети действующей на момент выдачи кредита ставки рефинансирования, установленной Центробанком страны (на сегодня она составляет 11%). В программе участвовали три банка. Действительна она только на 2009 год. Планировалось, что это поможет приобрести порядка 150 тысяч транспортных средств.
Но и это мало помогло. Что сделали? Увеличили стоимость автомобиля до 600 тысяч рублей. Число банков увеличили до семи, а сейчас антимонопольное ведомство вообще ратует за участие любого банка в этой программе. Зачем? Чтобы хоть как-то нарастить объемы кредитования.
По имеющимся данным, за время действия было подано всего 55 тысяч заявок, а одобрена половина, потому что банки остаются все так же требовательны к заемщику, если не более придирчивы. Так что прогнозы по общим продажам снизились со 150 тысяч авто до 120 тысяч. И вот в августе появились первые вести о малом росте объемов автокредитовання. В сентябре они подтвердились. Воскресли даже экспресс-кредиты, сошедшие с рынка услуг первыми.
Причины недостаточного успеха различны. Во-первых, несмотря на привлекательность, кого-то смущает 3-летний срок кредита. Во-вторых, многие изначально планируют приобретение не нового, а подержанного автомобиля. Ведь если хочется иметь иномарку, не входящую в льготный перечень, то б/у — это вполне бюджетный выход.
Есть и другой вариант. На данный момент продолжают действовать льготные акции и программы различных производителей. Стоит сказать, что если наши банки продолжают, строго говоря, думать о своей выгоде, то изготовители и сервис стали больше заботиться о клиенте. Последняя тенденция фирменных автосалонов - существенное снижение расценок на нормо-час.
Сейчас можно особо не ломать голову - только на определение ваших возможностей по первоначальному взносу. Остальное — легкий выбор: госпрограмма, субсидия производителя, акция салона и т.п. Стандартные сроки рассмотрения от 1 до 5 дней. Идите и пробуйте.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности