Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Автомобиль без риска

Покупка автомобиля в России во все времена требовала скрупулезного анализа предложений и большого внимания на каждом этапе.
Автомобильный российский рынок всегда привлекал к себе людей нечистоплотных. В этом секторе крутятся большие деньги, и желающих их заполучить находится немало.
Есть фирмы, которые завлекают к себе невысокими ценами на самые массовые автомобили. Больше всего таких привлекательных объявлении размещается в Интернете. По указанному там же телефону заманчивая цена обычно подтверждается.
Покупатель едет по указанному адресу и оказывается на обыкновенной автостоянке с парой недорогих «бытовок», которые местные продавцы автомобилей гордо именуют «офисами». На авторизованный сервис и техническое обслуживание автомобилей никакого намека даже нет.
Неискушенным покупателям продавцы иногда объясняют, что такой аскетизм и позволяет продавать автомобили по более низким ценам, потому, что на содержание большого автосалона и деньга нужны большие. Правда, цену выбранного автомобиля называют уже значительно выше, чем сообщали по телефону даже парой часов раньше. Если покупатель высказывает по этому поводу свое возмущение, то ему сразу идут навстречу и делают скидку до двух-трех десятков тысяч рублей.
При этом предлагают заплатить «гарантийный взнос» в пределах 30-50 тысяч рублей для проведения предпродажной подготовки автомобиля. И никто поначалу не говорит о том, что называется цена автомобиля без налога на добавленную стоимость. А это - 18%.
Покупатель узнает об этом только тогда, когда приезжает для окончательного расчета и получения автомобиля. И тогда разыгрываются настоящие трагедии с угрозами и запугиваниями, вызовом милицейского наряда...
Увы! Сейчас в провинции становится рискованно приобретать новый автомобиль и в красочно оформленных автосалонах у автодилеров. Уже сотни российских покупателей автомобилей марок Ford, Audi, Volkswagen. Skoda и Honda не смогли получить свои фактически купленные машины. Они делали предварительный заказ авто, оплачивали его, а в назначенный день не получали либо сам автомобиль, либо паспорт транспортного средства. А без него ГИБДД не поставит автомобиль на учет и пользоваться машиной будет весьма проблематично. К счастью, в столице подобных случаев пока не зафиксировано.
Такая ситуация сложилась из-за того, что дилеры в свою очередь не оплатили автомобили импортерам. Если даже они получили автомобили, то до полной оплаты ПТС остается в банке, который кредитует дилера. А потому дилеры и передают автомобиль покупателям без ПТС.
Естественно, покупатели дилерских салонов подали судебные иски о признании права собственности на автомобили. Но и дилеры, в свою очередь, подали такие же встречные иски. А пока суд да дело автомобильные концерны предлагают покупателям игровую. Скорее всего, победит принцип «Проблемы покупателей - наши проблемы», и все покупатели у дилеров получат свои машины.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности