Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Три иномарки на одну отечественную

Россияне ни при каких экономических катаклизмах не отказываются от автомобилей. Хотя мировой финансовый кризис сказывается все же на их покупательной способности. Если в прошлом году, как сообщает аналитическое агентство «АВТОСТАТ», за первые три квартала граждане России приобрели 2,8 млн. новых легковых автомобилей, то за девять месяцев года нынешнего - 1,06 млн. машин.
В результате российский авторынок занял второе место в Европе и седьмое в мире по объему продаж новых легковых автомобилей. Впереди по-прежнему остаются США, Китай, Япония, Германия. Но в этом году уверенно вырвались вперед еще Бразилия и Индия.
Меньше всего в России продавались-покупались новые автомобили пока в августе. Обычно в последний месяц лета во всем мире наблюдается затишье в продаже новых машин. А в августе нынешнего года останавливали конвейеры почти все российские автозаводы во главе с ВАЗом. Производство новых автомобилей сократилось на 85% по сравнению с августом прошлого года и на 69% по отношению к июлю. Такой «провал» случился впервые за всю историю российского автопрома.
Тем не менее россияне тратили свои сбережения на покупку новых автомобилей. К тому же цены за последний месяц почти не изменились. Стоимость автомобилей в рублях снизилась в среднем всего на 1,4% из-за снижения в основном курсов евро и доллара.
Правда, российские покупатели все же поджали свои расходы на покупку машин. Если в прошлом году за новый лег-ковой автомобиль в среднем платили 22.8 тыс. американских долларов, то в этом году средняя стоимость одного автомобиля составила чуть меньше 19 тыс. тех же долларов.
В итоге в нынешнем году россияне за новые авто выложили 20 млрд. долларов, хотя в прошлом году истратили на те же нужды сумму эквивалентную 64 млрд. долл.
Изменились и приоритеты российских покупателей автомобилей. Если еще в начале года больше предпочтения отдавалось иномаркам, то сейчас их доля в общем объеме автопродаж снизилась.
Хотя всего и на 2,8%. Сейчас на каждый новый российский автомобиль приходится примерно три новых иномарки.
По всей видимости, это соотношение теперь сохранится. Импортеры автомобилей вышли на стабильный уровень, необходимый для поддержания спроса на российском рынке - 40-50 тыс. машин в месяц. Ориентируясь на заказы автосалонов, клиентов, они не намерены в ближайшее время наращивать объемы ввоза новых машин.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности