Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Автовладельцы в ожидании

В первом чтении одобрен законопроект «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ». В соответствии с этой поправкой предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10% по отношению к их уровню предыдущего года.
Как полагают налоговики, это решение вряд ли увеличит цену бензина и дизтоплива. И инфляцию тоже вряд ли разгонит. Автомобильное топливо, действительно, сказывается на стоимости почти всех товаров, так как в их доставке до потребителя автотранспорт почти всегда используется. К тому же ставки налога на бензин и дизтопливо в соответствии с поправкой в Налоговый кодекс РФ увеличены точно в пределах размера инфляции, зафиксированного за предшествующий год.
А вот второе решение российской Госдумы может более серьезно отразиться на сбережениях и доходах россиян. Опять же в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ». Сейчас действуют ставки транспортного налога, установленные еще в 2003 году. В соответствии с изменениями в Налоговый Кодекс РФ ставки но транспортному налогу в следующем году вырастут в два раза.
Согласно законопроекту, «налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства».
Теперь налог с легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. возрастет в два раза с 5 руб. до 10 руб. с каждой лошадиной силы, от 100 л.с. до 150 л.с. - с 7 руб. до 14 руб., от 150 л.с. до 200 л.с. налог возрастет с 10 руб. до 20 руб. за каждую «лошадку».
Кроме того, как отмечено в законопроекте, региональные власти получают право увеличивать транспортный налог в пять раз. Правда, и уменьшать ставку транспортного налога они тоже смогут и уже в десять раз, а не в пять раз, как сейчас. А еще субъекты Российской Федерации, то есть власти областей, республик, краев по законопроекту получат право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автотранспортного средства и его экологического класса.
Это делается, как объяснили авторы изменений в Налоговый кодекс РФ, для того, чтобы стимулировать обновление автотранспортного парка, одного из основных источников загрязнения окружающей среды.
В правительстве также отмечают, что увеличение транспортного налога делается еще и для того, чтобы повысить налоговую автономию органов власти субъектов Российской Федерации и доходов региональных бюджетов.
Как пройдут второе и третье чтение поправок, мы узнаем в ближайшее время.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности