Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Европу еще догоняем

Европейские автоконцерны подвели итоги своей деятельности за октябрь и с начала года. Полученные результаты уже радуют автопроизводителей и показывают, что они выходят из экономического кризиса.
По всей Европе, как сообщает Европейская ассоциация автопроизводителей, в октябре продажи новых легковых автомобилей выросли на 11,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Правда, граждане Западной Европы все же приобретают новых легковушек значительно больше, чем восточноевропейские жители. Если в странах Западной Европы в октябре была продана 1200861 машина, то в странах Восточной Европы были реализованы 62 444 автомобиля.
При этом в западноевропейских государствах в октябре практически у всех автопроизводителей продажи их продукции росли. Больше всего новых легковых машин в октябре купили бюргеры Германии 321 тысячу автомобилей, на 24,1% больше, чем годом ранее. Французы приобрели 210 тысяч машин, на 20 с лишним процентов больше, чем годом раньше. Затем следует Италия с продажей 195,5 тысяч новеньких авто, Великобритания, где реализовано 168,9 тысяч автомобилей, и Испания, чьи граждане купили 98 тысяч новых легковушек. Аналитики европейского автомобильного рынка рост продаж новых легковых машин в странах Европы связывают с действием программ по стимулированию покупательского спроса. Жители Германии, например, получали засланную в утиль машину по 2500 евро, французы — по 1000 евро, а британцы — по 2000 фунтов стерлингов. В России меры по стимулированию покупок новых автомобилей существенного эффекта пока не дали. В итоге в октябре у нас в стране было продано 116700 автомобилей, что на 52% меньше, чем в прошлом году. С начала года россияне купили 1 232 514 машин, на 51% меньше, чем за тот же период 2008 года.
Уже в ближайшие недели в России должна быть разработана программа утилизации старых автомобилей. В правительстве РФ сообщалось, что на ее финансирование будет выделено 10 млрд. рублей, а размер премии, которую россияне смогут получить за свою сданную в металлолом машину, составит 50 тысяч рублей.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности