Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Всем миром против ДТП

В Москве в соответствии с резолюцией 62 сессии Генеральной Ассамблеи ООН проводится «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: время действовать». К участию в ней приглашены министры, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения в 192 странах - членах ООН, а также руководители профильных международных организаций.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), согласно своим исследованиям, утверждает, что за последние десятилетия количество ДТП со смертельным исходом на дорогах экономически развитых стран стабилизировалось или сократилось. Однако в развивающихся странах гибель людей в результате аварий становится все более частой.
Россия все же относится к экономически развитым странам. Однако у нас в стране аварийность на дорогах все еще остается на очень высоком уровне, хотя абсолютные показатели по травматизму и смертности в результате ДТП в последние годы снизились.
Сейчас самый высокий уровень смертности из-за автомобильных аварий наблюдается в странах восточного Средиземноморья и в Африке. Самый низкий уровень зафиксирован в Голландии, Швеции и Великобритании. Ежегодно в автокатастрофах погибают почти 1,3 млн. человек. ДТП являются главной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Расходы, порожденные травматизмом на дорогах, составляют сотни миллиардов долларов.
Поэтому снижение дорожно-транспортного травматизма является одним из необходимых условий успешного социально-экономического развития стран. При этом ВОЗ отмечает, что менее чем в 15% стран мира введены законы, которые в достаточной мере отражают самые важные аспекты безопасности на дорогах: строгие ограничения скорости и количества алкоголя в крови водителя, необходимость пристегиваться в машине, наличие защитного шлема у велосипедистов и другие.
На московской Конференции намечено не только расширить международное сотрудничество в области обеспечения безопасности дорожного движения, но и придать импульс практическим шагам по снижению аварийности на национальном уровне. Например, планируется принять итоговую декларацию с призывом к Генеральной Ассамблее ООН объявить 2010-2020 годы Десятилетием действий по борьбе за безопасность дорожного движения.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности