|
Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.
В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника. Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта. Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812. Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы. Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил. В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.
Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.
Всем миром против ДТПВ Москве в соответствии с резолюцией 62 сессии Генеральной Ассамблеи ООН проводится «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: время действовать». К участию в ней приглашены министры, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения в 192 странах - членах ООН, а также руководители профильных международных организаций.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), согласно своим исследованиям, утверждает, что за последние десятилетия количество ДТП со смертельным исходом на дорогах экономически развитых стран стабилизировалось или сократилось. Однако в развивающихся странах гибель людей в результате аварий становится все более частой.Россия все же относится к экономически развитым странам. Однако у нас в стране аварийность на дорогах все еще остается на очень высоком уровне, хотя абсолютные показатели по травматизму и смертности в результате ДТП в последние годы снизились. Сейчас самый высокий уровень смертности из-за автомобильных аварий наблюдается в странах восточного Средиземноморья и в Африке. Самый низкий уровень зафиксирован в Голландии, Швеции и Великобритании. Ежегодно в автокатастрофах погибают почти 1,3 млн. человек. ДТП являются главной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Расходы, порожденные травматизмом на дорогах, составляют сотни миллиардов долларов.Поэтому снижение дорожно-транспортного травматизма является одним из необходимых условий успешного социально-экономического развития стран. При этом ВОЗ отмечает, что менее чем в 15% стран мира введены законы, которые в достаточной мере отражают самые важные аспекты безопасности на дорогах: строгие ограничения скорости и количества алкоголя в крови водителя, необходимость пристегиваться в машине, наличие защитного шлема у велосипедистов и другие.На московской Конференции намечено не только расширить международное сотрудничество в области обеспечения безопасности дорожного движения, но и придать импульс практическим шагам по снижению аварийности на национальном уровне. Например, планируется принять итоговую декларацию с призывом к Генеральной Ассамблее ООН объявить 2010-2020 годы Десятилетием действий по борьбе за безопасность дорожного движения.
Версия для печати
|