Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

На дорогах кризисные пробки

ПРОГРАММА Ради уменьшения числа автомобильных пробок в столице была разработана специальная программа. В соответствии с ней в этом году будет построен Звенигородский проспект и улучшится ситуация на Волоколамском шоссе и Кутузовском проспекте.
Строители стираются закончить реконструкцию Крестовского путепровода на проспекте Мира через линию Октябрьском железной дороги близ Рижского вокзала. Со дня на день откроется для автомобилей центральная часть моста, но транспортные потоки пойдут по ней в сторону области по трем полосам.
По всем запланированным десяти полосам движение здесь должно начаться к концу года при завершении заключительного третьего этапа реконструкции путепровода. Па этом этапе строители закончат строительство правой стороны моста, если смотреть на него из центра, перестроят движение по Мурманскому проезду на участке от проспекта Мира до улицы Годовикова, откроют выезд с Водопроводного проезда перед самым Крестовским путепроводом возле заправки. Сейчас строители ведут переговоры с несколькими крупными банками о кредитовании третьего этапа строительства.
До конца года будут выполнены основные работы на развязке Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол». Но ввод нескольких участков проекта «Большая Ленинградка» перенесен на следующий год, например, от Беговой улицы до метро «Сокол», а развязка на площади Тверской заставы отложена на 2010 год.
Если раньше сроки окончания работ по этому проекту переносились из-за технических сложностей, то сейчас исключительно из-за нехватки финансов. Дорожное хозяйство в Москве в этом году получит 45 млрд. руб. в два с лишним раза меньше прошлогоднего.
Строительство 4-го транспортного кольца Москвы отложено на несколько лет, на котором открыт только один участок — тоннель, соединяющий Варшавское и Каширское шоссе.
До конца года ни один новый дорожный объект в столице не будет начат. На Пушкинской площади не начнется строительство развязки. «Заморозились» Северная и Южная рокады, призванные прежде всего разгрузить МКАД. Строительство участка Южной рокады от Кантемировской улицы до Борисовских Прудов было заложено в принятую прошлой осенью адресную инвестиционную программу на 2009-2011 годы и на это предполагалось выделить более 22 млрд. рублей. Северная рокада даже в адресной инвестиционной программе не упомянута. Неизвестна судьба дублера Волоколамского шоссе, на создание которого в этом году намечалось выделить более 700 млн. рублей. Дублер Дмитровского шоссе не попал в адресную инвестиционную программу, но по планам должен был заработать до 2012 года.
Отложено продление Краснопресненской набережной до Шелепихинской набережной.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности