Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Промчаться над водой

Мосты всегда были для людей чем-то особенным. Из простого средства преодоления водной преграды — доски, перекинутой через ручей, — они эволюционировали в способ украшения пейзажа, оборонительное сооружение, место встреч. Со временем мост стал еще и воплощением триумфа инженерной мысли, демонстрацией самых современных, передовых технологий. И вот уже маленькие изящные мостики, создающие поэтический настрой, сменились многокилометровыми трансокеанскими переправами, которые зачастую без автомобиля преодолеть невозможно.

ХАРБОР Австралия

В Сиднее есть несколько хрестоматийных видов для открыток: здание оперы, порт и мост Харбор, который из-за его ажурной металлической арки в народе прозвали «Вешалкой». Возводили этот фантастический мост почти девять лет, с июля 1923 по январь 1932 года, причем полтора года ушло только на сооружение великолепной 503-метровой арки, благодаря которой Харбор и по сей день лидирует в списке крупнейших арочных мостов мира. Строить ее начали одновременно на обоих берегах, а потом соединили две готовые половинки. Стоимость проекта по окончании работ составила около десяти миллионов долларов (в те времена небывалая сумма), что превысило первоначальную смету в два раза.
Харбор-Бридж проходит над заливом Порт-Джексон, соединяя жилой район на северном берегу с деловым центром города на южном. До появления «Вешалки», чтобы перебраться на противоположный берег, нужно было делать крюк 20 километров, проезжая по пути через пять других мостов. Сейчас достаточно преодолеть чуть больше километра, наслаждаясь при этом прекрасным видом на залив. Общая длина сооружения — 1149 метров, высота над уровнем моря — около 50 метров, а ширина — 49 метров. На мосту расположены восьмиполосное автомобильное шоссе, две железнодорожные линии, дорожка для велосипедистов и тротуар для пешеходов. Каждый день по Харбору проезжает примерно 150 000 транспортных средств.

БОСФОРСКИЙ Турция

Был первым и долгое время единственным висячим мостом, перекинутым через пролив Босфор. Он находится в центре Стамбула и, как следствие, является одной из самых часто фотографируемых достопримечательностей города. Открытие моста приурочили к 50-летию Турецкой Республики. Строительство длилось три года и обошлось городским властям примерно в 200 миллионов долларов. По тем временам сумма астрономическая, но и сам проект поражал воображение. Тогда, в 1973 году, Босфорский мост был на четвертом месте в списке самых длинных переправ в мире и первым по длине, если не брать США. Сейчас он со своими 1560 метрами лишь на 16-м месте.
Главное, чем знаменит мост сегодня, — тем, что соединяет Европу и Азию. В 2005 году в честь открытия турнира Istanbul Open Cup WTA 2005 на нем сыграли символический теннисный матч, который проходил сразу на двух континентах. Каждые сутки по шестиполосному шоссе над Босфором проносятся около 200 000 машин, а в часы пик от общего веса транспортных средств мост прогибается на 90 сантиметров. Есть здесь и тротуар, однако пользовались им только первые четыре года после открытия сооружения, а потом доступ пешеходов закрыли из-за большого количества самоубийств.

«ЛЕБЕДЬ» Нидерланды

Мост Эразма, прозванный «Лебедем» за причудливую форму поддерживающего его тросы пилона, был построен в 1996 году. Он связывает северную и южную части Роттердама и, несмотря на свой молодой возраст, уже стал символом города. С южной стороны у моста есть подъемное крыло, под которым могут проходить даже большие лайнеры. Благодаря своей необычности и элегантности «Лебедь» очень популярен у туристов, а открытки и всевозможные безделушки с его изображением — самые распространенные местные сувениры. Кстати, этот «свежий» символ Роттердама уже успел засветиться в кино — он появился в нескольких сценах фильма Джеки Чана «Кто я?».
Возведение моста Эразма стоило 110 миллионов долларов, однако вскоре после открытия по нему автомобильного движения выяснилось, что при сильных порывах ветра «лебединое крыло» раскачивается. Трассу на время закрыли, чтобы укрепить пилон. Длина моста составляет 808 метров.

РИО-АНТИРИО Греция

Проходит над Коринфским заливом и соединяет городок Рио, что на полуострове Пелопоннес, с городом Антирио на материковой части Греции. Свое название — Харилаос Трикупис— получил в честь премьер-министра страны, задумавшего возведение моста еще более века назад. Однако тогда строительство переправы в этом месте было невозможно — район сейсмически активен. Сегодняшний Рио-Антирио, стоивший греческим налогоплательщикам 740 миллионов евро, способен выдерживать цунами и землетрясения силой до семи баллов по шкале Рихтера. Кроме того, он может раздвигаться вместе с отдалением Пелопоннеса от материковой Греции (на 35 миллиметров в год).
Введение моста в эксплуатацию было приурочено к летним Олимпийским играм 2004 года в Афинах, поэтому первыми людьми, пересекшими его, стали спортсмены, которые несли олимпийский огонь за неделю до официального начала Олимпиады. Длина моста составляет 2880 метров, ширина — 27,2 метра. На нем расположены четырехполосная трасса для автомобилей, тротуар и велосипедная дорожка. Благодаря довольно высокой плате за проезд загруженность шоссе небольшая.

ДАМБОВЫЙ США

Мост-дамба, проходящий через озеро Поншартрен, что в американском штате Луизиана, — один из самых длинных в мире. Он тянется по водной глади целых 38,42 километра, соединяя городок Метайри и расположенный на противоположном берегу Мандевиль. Раньше жителям последнего приходилось добираться до экономического и административного центра штата, Нового Орлеана, в объезд по берегу озера, что занимало уйму времени. Теперь для этого достаточно 50 минут.
Сооружение состоит из двух параллельных двухполосных мостов, каждый из которых используют для движения только в одну сторону. Но так было не всегда. Первый мост пустили в 1956 году (на его возведение потратили 30,7 миллиона долларов), а второй открыли лишь 13 лет спустя, в 1969-м (его строительство потребовало еще 26 миллионов долларов).

НАНПУ Шанхай, Китай

Открытый в 1991 году Нанпу соединил расположенные на противоположных берегах реки Хуанг-пу районы Пудонг и Пук-си. Мост не является ни самым длинным, ни самым высоким не только в мире, но даже на этой реке. В названных характеристиках его превосходит построенный неподалеку спустя два года мост Янгпу. Однако ни новорожденный сосед, ни прочие мосты мира по сей день не могут похвастаться столь же экстравагантной футуристической внешностью, как у Нанпу. Его трудно перепутать с другими сооружениями благодаря умопомрачительному круговому въезду со стороны Пукси.
Создать прямой въезд на мост было невозможно из-за расположенных близко к реке зданий, поэтому теперь автомобилистам в зависимости от того, с какого шоссе они заезжают на Нанпу, приходится преодолевать один или два больших круга-подъемника. Чтобы штурмовать это инженерное ноу-хау, надо обладать хорошим вестибулярным аппаратом — ведь кружиться прижатым центробежной силой к дверце авто предстоит две-три минуты.
Длина самого моста составляет 846 метров, ширина — 30 метров. На нем находится шестиполосная автострада и два тротуара. Кстати, чтобы попасть на них, пешеходам вовсе не обязательно ходить по кругу — с обеих сторон Нанпу есть лифты, работающие с 8:30 до 17:30 (стоит пять юаней — это примерно 75 центов США или 50 евроцентов). Желающих подняться на мост год от года все меньше — вид с него на любимую туристами шанхайскую «жемчужную» телебашню сейчас практически полностью закрыли новостройки. Впрочем, приезжим интересны и они. Добраться до моста можно по четвертой линии шанхайского метро. Станция так и называется Nanpu Bridge.

ЭРЕСУННСКИЙ Дания — Швеция

Переправа через пролив Эресунн соединяет столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмо на Скандинавском полуострове. Строительство длилось около четырех лет, с 1995 по 1999 год, и обошлось в общей сложности примерно в четыре миллиарда долларов. Во время церемонии, знаменующей завершение работ, на середине моста встретились принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория. В официальной инаугурации, состоявшейся почти через год, 1 июля 2000 года, тоже участвовали королевские особы — королева Дании Маргарет II и король Швеции Карл XVI Густав.
Длина Эресуннской переправы — около восьми километров. Примерно на середине этой дистанции, пройдя искусственно созданный остров Пебер-холм, мост ныряет под воду и превращается в более чем трехкилометровый туннель, скрытый под десяти метровой толщей воды. Ежегодно по четырхполосной автостраде и двум железнодорожным путям Эресунн пересекают свыше 25 миллионов человек (более 15 миллионов на автомобилях и автобусах, около 10 миллионов на поездах).

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности