Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Напрокат по всему миру

—Эта машина стоит 80 евро! — со слезами на глазах воззвал к моему человеколюбию человек по имени Искандер, с которым мы встретились на стихийной парковке аэропорта Монастир в Тунисе.
Я был непреклонен:
—60, и ни динаром больше.
Торг шел за видавший виды американский внедорожник, на котором, по мнению Искандера, можно было без ущерба для здоровья 20 раз пересечь Сахару вдоль-поперек. Обсуждаемая цена касалась посуточной аренды этого чудовища. Я не желал подвергать свою жизнь ежеминутному риску более чем за 60 евро.
Обычно таких ситуаций удается избежать. В Европе заказ машины напрокат происходит через Интернет, а оформить и получить ее можно в любом аэропорту за считанные минуты. Лучше всего сделать бронь минимум за месяц, особенно если вы едете в курортную зону, где автомобили расходятся как горячие пирожки. Бронирование в компании Avis не требует номера вашей кредитной карточки, что является неоспоримым преимуществом этой фирмы, зато в Hertz или Europcar выбор моделей, как правило, существенно больше. Кроме того, знатоками замечено, что при бронировании на сайте Hertz система как ни в чем не бывало принимает произвольный номер кредитки. Звонить же в офис компании, чтобы подтвердить заказ, вам понадобится только в том случае, если захотите вернуть машину не в том городе, где арендовали.
В большинстве государств наряду с мировыми гигантами есть и скромные фирмы по аренде машин, которые успешно работают, предлагая прокат по менее высоким ценам. Иногда их можно найти в Интернете, но заказ вернее сделать по телефону. Тогда можно поторговаться или договориться о том, чтобы сдать автомобиль в другом месте, если планы поменяются.
В странах Востока такие организации не имеют офисов в аэропорту, и машину доставляют прямо к залу прилета. Ее в этом случае следует осмотреть максимально тщательно. Залезать всем телом под капот, конечно, не нужно, однако огромную вмятину на бампере и треснутое ветровое стекло лучше показать представителю, чтобы впоследствии вам не предъявили претензии. Проверьте уровень топлива — наверняка его чуть на донышке, а контрагент потом будет клясться Аллахом, что оставил вам полный бак. И узнайте заодно, какое именно топливо требуется, потому что ни один человек на заправке вам этого не скажет, а на гремучей смеси дизеля и АИ-95, как известно, далеко не уедешь.
Желательно, чтобы в машине имелось запасное колесо и железяки, с помощью которых его можно натянуть посреди пустыни. Прокол шины вкупе с недействующим домкратом посреди джунглей или в русле пересохшей реки — неприятный сюрприз даже для самого жизнерадостного путешественника. На случай всех остальных поломок обязательно запишите мобильный телефон сотрудника компании, который вам эту машину всучил, после чего немедленно позвоните и удостоверьтесь, что номер работает в реальности.
К мифам древних времен относится утверждение, будто за рубежом водителю нужны какие-то права международного образца. Автору этих строк доводилось арендовать, кажется, уже все машины мира на всех континентах, и ни разу я не слышал претензий к старому доброму российскому водительскому удостоверению, где место рождения отмечено на чистейшем английском языке как С MOSKVA. В некоторых европейских аэропортах мне предоставляли автомобиль при предъявлении прав категории А, выданных для вождения мотоцикла, и не спрашивали, умею ли я вообще ездить на четырех колесах. Так что во всех цивилизованных компаниях мира, сдающих машины напрокат, принимают российские права любого образца.
О чем действительно стоит позаботиться, так это о GPS-навигаторе или в крайнем случае о хорошей, подробной карте местности. Без них ночным кошмаром может оказаться даже поездка по спокойным дорогам Франции, не говоря уже о песчаных междугородных тропинках Марокко. Современные спутниковые навигаторы, базы данных для которых легко купить в Москве, прекрасно ориентируются в тонкостях уличного движения европейских городов, знают, где идет ремонт дороги, где расположены отели, заправочные станции и аэропорты. Не имея такого «штурмана» и дорожных карт, вы неминуемо испортите отношения со своими спутниками, перепугаете местных жителей в захолустных деревнях, куда приведет вас интуиция, и просто потеряете время.
Некоторые компании по аренде машин предоставляют GPS-приемники напрокат, но лучше пользоваться собственным проверенным навигатором, чтобы не тратить часы на выяснение, как включить-выключить неизвестную модель. К тому же голосовые команды на русском языке придадут вашему путешествию необходимое очарование далекой родины.
И все-таки навигатор не универсальное средство спасения. В Венгрии он привел нас в чистое, добротно вспаханное поле и требовал, чтобы мы «продолжали движение» по нему следующие 34,7 километра, а затем повернули направо. В Румынии GPS-приемник распознает только большие города, между которыми, по его мнению, лежит безжизненная пустыня, и мы перемещались по ней на ощупь, периодически забредая в какие-то болота. Но лидером по необычным маршрутам, которые прокладывает навигатор, безусловно, является Россия. GPS-кар-ты в нашей стране, видимо, изготавливали по заказу спецслужб, чтобы запутать и погубить иностранного туриста, оттого все дороги Московской области обязательно приводят к какому-нибудь заброшенному мусоросборнику, лесному ручью или железнодорожному переезду, заваленному бетонными глыбами. А в десяти метрах, за канавой, шумит магистраль, по которой проносятся счастливчики, не знающие об удобствах спутниковой навигации.
Карты тоже не являются панацеей, но иметь их необходимо. Давно замечено, что в странах третьего мира ни одна карта не соответствует реальному ландшафту, поэтому, например, карту автодорог Индии лучше покупать в Лондоне или Париже, но никак не в Дели. Пусть это будет дорогая карта Michelin, которую можно найти в крупных московских книжных магазинах, — кстати, чем она дороже, тем детальнее прорисованы на ней населенные пункты, достопримечательности и подъездные пути.
Если вы позаботились о своей навигации, забросили в салон пару бутылок воды и заправили полный бак, будьте уверены — вас ждет сплошное удовольствие. Свободу и беззаботность путешествия на автомобиле невозможно сравнить ни с чем. Особенно если этот автомобиль не ваш собственный.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности