Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Тук-тук - что за звук?

Этот дробный стук будет сопровождать путешественника в течение всей поездки по азиатским странам. А издает его при движении маленький трехколесный мотороллер, так и называемый в народе тук-туком. В его конструкции не предусмотрено дверей, а крышу образует кожаный или жестяной тент, который при желании можно опустить или снять. Если учесть, что мотороллер способен развивать скорость до 50 километров в час, ветер в ушах и масса эмоций пассажиру гарантированы.

Шустрый транспорт

Кажется, в Азии не осталось мест, куда бы ни добрался шустрый авторикша. Его пухлые разноцветные бока, мастерски разрисованные, декорированные цветами и рекламой, мелькают на улицах населенных пунктов в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Таиланде, а также в некоторых африканских и ближневосточных государствах. В общем, везде, где дороги никогда не знали разметки, улицы — тротуаров, а водители — правил дорожного движения. Где велосипеды, укомплектованные по принципу «трое за раз, не считая собаки», и коровы, демонстративно располагающиеся поперек проезжей полосы, являются неотъемлемой частью транспортного потока. Такой пестрый состав и огромное число участников уличного движения естественным образом ведет к образованию пробок. Это главное проклятие автомобилистов всего мира и привело к появлению тук-туков. Какое еще транспортное средство может взять «мычащий» барьер, не теряя скорости и не вызывая дорожного переполоха? К тому же сказались традиции. Ведь авторикша — преемник велорикши, а тот, в свою очередь, тоже имеет предшественника — рикшу с коляской. Сейчас старинные транспортные средства выставлены во многих отелях как напоминание о колониальном прошлом азиатских стран.
В Европе авторикша выполняет скорее декоративные, развлекательные функции, поскольку здесь его успешно заменяет двухколесный скутер типа популярной «Веспы». Кстати, характерные для всех современных тук-туков тормоз на переднем колесе и передняя выпуклая фара были позаимствовали именно у итальянского мотороллера.
Главное отличие тук-тука заключается в его статусе. Это не индивидуальное средство передвижения, а такси или общественный транспорт. Весть о появлении пешего белого человека на улицах азиатского города разносится с молниеносной быстротой. Стоит только выйти за территорию отеля, и тебя начинают преследовать местные аборигены, бормоча под нос «тук-тук, тук-тук» в такт проносящимся мимо мотороллерам. Как же тут не соблазниться поездкой на этом причудливом изобретении?

Сколько стран, столько тук-туков

В Индии первые тук-туки имели двигатель, разработанный фирмой Lambretta, но постепенно их вытеснили машины с двигателем Vespa. потребляющие значительно меньше бензина. Они производятся фирмой Bajaj Auto, поэтому в народе зовутся Bajaj. Существует несколько моделей подобных авторикш. Последние легко отличить не только по внешнему виду, но и по значительно меньшему уровню производимого шума.
Указом правительства весь транспортный парк Дели в 1998 году был переведен на сжиженный газ, что первоначально вызвало большие очереди на заправках. Сейчас с увеличением количества газозаправочных станций ситуация нормализовалась. Заметно улучшилась и экологическая обстановка. По крайней мере теперь на улицах города редко встречаются люди в защитных масках. А если и попадется парочка, то они. скорее всего, окажутся китайцами или японцами и оберегать себя будут не от смога, а от гриппа. В других городах превращение улиц в чистую экологическую зону пока не является обязательным, но и там машины на газу не редкость.
Плату за проезд в крупных городах Индии водители обязаны взимать согласно государственным тарифам. Естественно, нормативы, установленные властями, кажутся владельцам авторикш слишком низкими, из-за этого они часто конфликтуют с полицией, которая ловит их за превышение тарифной ставки.
А уж срубить деньжат с европеоида считается и вовсе святым делом, поэтому цену нужно оговаривать заранее и нещадно торговаться. В итоге вы все равно раза в два переплатите. Также учтите, что в любой азиатской стране цену вам назовут в местной валюте, а не в долларах или евро — обиднее всего стать жертвой собственной непонятливости.
В Шри-Ланке авторикши встречаются буквально везде — от крупных городов вроде Коломбо до тихих деревушек в гористых районах. Большинство здешних тук-туков — немного измененная модель Bajaj, импортированная из Индии, хотя встречаются и другие бренды, например Piaggio и даже модели местного производства. Плата за проезд не фиксированная, так что цена определяется исключительно прихотью водителя.
Если говорить о Таиланде, то больше всего авторикш в Бангкоке и курортных городах. Тайский тук-тук — это модификация японского авто, популярного в стране в 1960-х годах. Поездка на них обходится гораздо дешевле, чем на обычном такси, особенно если не избегать торга — он здесь уместен и даже необходим. Предварительно лучше узнать эквивалентную плату за такси. На городских маршрутах курсируют авторикши, рассчитанные на восемь — десять человек. Они работают по принципу обычных маршруток, то есть подбирают попутчиков по дороге. На перекладинах мотороллеров есть звоночки, на которые нужно нажимать, когда хочешь сойти.
В Камбодже термином «тук-тук» обозначают мотоцикл с прицепной коляской. Движение на дорогах в этой стране не такое плотное, как в Таиланде и тем более в Индии, поэтому нет необходимости в транспорте, рассчитанном на большее число мест. Можно сказать, что тук-туки царствуют на здешних дорогах. Кроме крупных городов их особенно много рядом с туристическим комплексом Ангкор. За небольшую плату путешественникам организуют экскурсии вокруг храмового комплекса.
Тук-туки встречаются и в Кении, особенно часто в прибрежных районах. В горной местности авторикшам приходится жестко конкурировать с Boda-bodas (велосипедными такси) и Matatus (микроавтобусами). А в Танзании тук-туки называют Bajaj — по имени компании-производителя.
На самом деле ездить по азиатским дорогам вполне безопасно. Это поначалу европеец с приличным водительским стажем окрестит происходящее хаосом (особенно туго ему придется в стране с левосторонним движением). Но, немного освоившись, он заметит, что в этом хаосе различим определенный порядок. А статистика ДТП и вовсе утешает. Все-таки и скорости не те, и отношения на дорогах довольно деликатные. Азиаты в отличие от арабов и славян не устраивают гонок на выживание, стараются уступать дорогу по первому сигналу клаксона. Так что кажущаяся бесшабашность местных водителей на деле оборачивается сноровкой, граничащей с виртуозностью. И этому у них стоит поучиться.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности