Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Маленький. Трехколесный. Заводной.

«О, машина олигарха!» — едва не лопаясь от смеха, взвизгивает девушка из огромной туристической группы. Ее спутники как по команде поворачивают головы в сторону вытянутого пальца. И дружно выдыхают удивленно-восхищенное «о-о-о!!!», слаженности которого позавидовал бы любой руководитель хора.
Причина удивления и восторга — крошечная желтая машинка, медленно, но гордо проезжающая сквозь толпу гуляющих по Соборной площади Флоренции. «Крошечная» — еще слабо сказано! Полметра в ширину, полтора в высоту— настоящий коробок на колесах. Кто-то сразу хватается за фотоаппарат, кто-то фонтанирует остротами. А «коробок» тем временем плавно огибает Пьяцца-дель-Дуомо и паркуется у тротуара. И тут восторженной публике открывается новая изюминка техсредства — одно заднее колесо. То, что машинка оказывается трехколесной, окончательно убеждает зрителей в игрушечности автомобиля. Народ расслабленно посмеивается, а из открывшейся желтой дверцы вдруг вырастает двухметровый детина, неизвестно как «утрамбовавшийся» в эту коробочку. Он добродушно улыбается и даже позирует налетевшим «папарацци». Зовут его, как водится в Италии, Джованни. К такой реакции на свое авто Джованни привык. Маленькие желтые и красные машинки во Флоренции давно перестали быть редкостью. Который год подряд они вызывают уже вполне прогнозируемый восторгу туристов. Местные жители относятся к ним с иронией, великодушно разрешают сфотографироваться на их фоне и, если не очень спешат, даже внутри.
Вот и Джованни в ответ на просьбу открывает дверцу, позволяя рассмотреть машинку поближе.
Называется авто «Рикша» (Riscio), о чем можно догадаться по фигурке на логотипе. Выпускает это чудо концерн Pasquali, более известный миру своими тракторами и прочей сельхозтехникой. «Рикша» мал, да удал. Он юркий и маневренный, как скутер, занимает столько же места на парковке, но в отличие от скутера защищает владельца от непогоды. Сегодня «Рикша» Pasquali — одно из немногих транспортных средств, встречающихся в историческом центре Флоренции. Поскольку узкие улицы не рассчитаны на автомобильное движение, а памятники архитектуры страдают от вредных выхлопов, несколько лет назад въезд частного автотранспорта в старинную часть города был полностью запрещен. Но к «Рикше» этот запрет не относится, потому что он работает на электричестве, не выбрасывает вредных веществ в атмосферу, не шумит, заряжается от обычной домашней розетки 220 В.
Езда на «Рикше» обходится в несколько раз дешевле, чем на «бензиновом» авто. Кроме того, власти Флоренции всячески поощряют население к переходу на такой экологически чистый транспорт. Например, владельцы «Рикш» не платят дорожный налог втечение первых пяти лет. А еще в городе есть специальные станции подзарядки для этих автомобилей — на случай, если в пути приключится энергетический кризис. Так что Джованни неспроста готов рассказывать о своей машинке все до мельчайших подробностей: в глазах общества он молодец. Собственники «электрокоробков» в отличие от наших обладателей «Оки» или «Запорожца» своим мини-авто гордятся.
Вообще, говорят, все новое — это хорошо забытое старое. Идея электромобиля не нова. Автомобили на электрической тяге появились даже раньше привычного нам «бензинового» транспорта — в 1830-1840-х годах. Первопроходцами были британцы и американцы.
Сначала электромобили представляли собой довольно неуклюжие и ненадежные агрегаты, которые вполне мог обогнать бегущий мальчишка. Конечно, со временем электромашины совершенствовались, однако из-за невозможности заряжаться в пути все же уступили место транспорту на топливе.
И вот спустя полтора века электромобили возвращаются. Над созданием собственных детищ трудятся многие известные концерны, такие как Ford и Nissan. А компания General Motors уже представила электрический Tesla Roadster ценой в 93 000 долларов, способный разгоняться до 100км/ч за четыре секунды и проезжать около 400 километров без подзарядки.
На маленьком «Рикше» далеко не уедешь, он подходит скорее для коротких маршрутов: от дома до работы и обратно. Одной зарядки хватает приблизительно на 45 километров, максимальная скорость авто 40 км/ч — для повседневных поездок по небольшой Флоренции этого вполне достаточно. Внутри у него четыре свинцовых аккумулятора, полностью заряжающихся за ночь (восемь часов). Стоит новенький «Рикша» примерно 7000 евро. Бывают одно- и двухместные модели. Одноместным «Рикшей» может управлять каждый, кто достиг 16-летнего возраста, двухместным — тот, у кого есть водительские права категории А.
По признанию водителя-одиночки Джованни, единственная проблема заключается в том, что внутри катастрофически мало места. Коленки упираются в руль, и долго в этой позе, конечно, не просидишь. «Зато необычный вид машинки привлекает иностранных туристок, — улыбается парень, — а такое внимание всегда приятно».

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности