Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Шлагбаум +

Своей популярностью шлагбаумы во многом обязаны все увеличивающемуся количеству автомобилей. Сегодня интенсивность транспортного потока такова, что оператор или охранник, призванный регулировать движение, оказывается не в состоянии справиться с задачей в одиночку. Тогда ему на помощь приходит дополнительное оборудование, способное «видеть» автомобиль, продавать пропускные билеты, считывать электронные носители уникальных кодов и делать многое другое.

СИСТЕМА — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Простая автопропускная система, как правило, состоит из шлагбаума и будки, в которой находится оператор. В зависимости от количества машин и строгости фильтрации контрольно-пропускной пункт (КПП) может быть оборудован разным количеством приборов — их заставляет работать слаженно и точно программное обеспечение, установленное на контроллере (компьютере). Организаторы пункта регулировки движения могут выбрать, будет он автоматизированным, то есть лишь частично снабженным элементами автоматики, либо автоматическим — практически полностью исключающим человеческий фактор.
Первый тип подойдет для офисной парковки или стоянки элитного дома, где несколько десятков авто; второй оптимален для мест, где счет идет уже на сотни машин (вокзалы, торговые центры и т. п.).
При частичной автоматизации система может быть укомплектована в разных комбинациях индукционными петлями, контролирующими «поведение» автомобиля (например, они не дают открываться шлагбауму, если автомобиль подъехал, водитель передумал, и машина уехала), устройством печати билетов со штрихкодом, считывателями proximity-карт либо proximity-меток, прикрепляемых на автомобиль.
Обслуживает систему оператор, который может выдавать индивидуальные идентификаторы на въезде и взимать рассчитанную системой сумму с автовладельцев на выезде с парковки. «Полная автоматизация предполагает выдачу билета специальной стойкой: клиент нажимает кнопку выдачи талона и получает его из прорези. В случае необходимости оператор лишь принимает оплату при выезде автомобиля: машина не выедет до тех пор, пока не будет верно произведена оплата, размер которой автоматически вычисляется с помощью специального программного обеспечения. Кроме того, система записывает все, что делает оператор, и ему просто нет резона хитрить, — рассказывает менеджер отдела маркетинга компании «ААМ Автоматик» Ирина Борискина. — Пропускной комплекс даже ошибиться ему не позволит. Также комплекс позволяет владельцу парковки смотреть отчеты с помощью Интернета, чтобы в реальном времени видеть, сколько денег принесла ему парковка, как она работает, сколько машин ее посещает».
Оплатить парковку можно и с помощью специальных платежных терминалов — они похожи нате, что принимают деньги за мобильную связь. Клиент подносит карту или билет к сканеру терминала оплаты, система в ответ показывает на экране, какую сумму нужно заплатить, а после оплаты выдает сдачу. На выезде стоит стойка с таким же считывателем. Она проверяет, была ли произведена оплата по билету или карте и в зависимости от этого либо открывает шлагбаум, либо просит вернуться и оплатить парковку.
Рассмотрим элементы, составляющие системы пропуска по отдельности.

PROXIMITY-СЧИТЫВАТЕЛЬ, КАРТЫ, МЕТКИ

Идентификация с помощью proximity-карты (брелока, метки, монтируемой за стеклом автомобиля) возможна благодаря считывателю, генерирующему электромагнитное поле радиусом до 2,5 м. Как только proximity-идентификатор попадает в поле действия излучателя, вмонтированный в него чип заряжается и уникальным сигналом, в котором закодирован номер, и отвечает на запрос считывателя. Приемник, проанализировав полученную информацию для выявления ошибки, выдает звуковой и световой сигналы и посылает данные на контроллер для принятия решения о подъеме стрелы шлагбаума или отказе. «Описанный процесс занимает доли секунды. Карта практически не изнашивается, так как «общается» с системой бесконтактно, — констатирует Ирина Борискина. — Данная система идентификации довольно надежна — считыватели работают в большом диапазоне температур, просты в монтаже и настройке».
Proximity-карты могут стать документами оплаты, предварительно пополняемыми у администратора парковки: приложил пластик — списались деньги — проезжай.

ПРИНТЕР И СКАНЕРЫ ДЛЯ БИЛЕТОВ СО ШТРИХКОДОМ

Иной вариант решения идентификации пользователей — билеты с уникальным штрихкодом. После получения талона загорается зеленый сигнал светофора, и стрела шлагбаума поднимается. На обратном пути водитель отдает билет оператору, который подносит его к сканеру, говорит, какую сумму должен клиент за услуги, и принимает оплату. Если КПП автоматизирован частично, оператор нажимает кнопку, и шлагбаум открывается.
«Автоматическая система работает более совершенно: оператор отдает оплаченный билет водителю, тот подъезжает к выездному шлагбауму и подносит документ ко второму сканеру, — говорит Ирина Борискина. — Система убеждается, что необходимый платеж по данному штрихкоду действительно произведен (причем корректный) и поднимает стрелу шлагбаума». В случае если парковка бесплатная, нужда в операторе вообще отпадает, и билеты используются лишь для автоматического контроля количества прибывшего и покинувшего парковку транспорта.

ИНДУКЦИОННАЯ ПЕТЛЯ

Принцип действия индукционной петли прост: под площадкой, расположенной непосредственно перед въездом на парковку и выездом с нее, ставят токопроводящие кольца. Как только машина оказывается над ними, на контроллер поступает сигнал. Петли призваны контролировать корректный въезд машины и сообщать системе, проехала ли она внутрь парковки или сдала назад.

ФОТОЭЛЕМЕНТЫ

Фотоэлементы, состоящие из инфракрасных приемника и передатчика, предназначены для дополнительной защиты шлагбаума и пропускаемого транспорта от повреждения. Наличие контрольного луча в створе шлагбаума гарантирует, что стрела не опустится не только на кузов автомобиля, но и на голову проходящего человека. При появлении в области действия ограничителя какого-либо объекта фотоэлемент посылает на контроллер сигнал, и движение стрелы тут же прекращается.

РАДИОБРЕЛОКИ И ПРИЕМНИКИ

Радиобрелок позволяет водителю самостоятельно открывать шлагбаум с расстояния до 100 м. При нажатии кнопки радиобрелок мгновенно посылает сигнал с идентификационным кодом на приемник, что гарантирует проезд без задержек — это плюс. Второе преимущество использования радиосистемы — отказ от услуг оператора шлагбаума: две индукционные петли до и после шлагбаума, приемник с передатчиком, фотоэлементы — вот и все допоборудование. Согласно закону правильные приемники и брелоки работают на частоте 433,92 МГц, а передатчик сигнала может быть запрограммирован на любой из кодов, возможное число которых очень велико, что практически полностью исключает проезд на парковку чужака.

КОДОНАБОРНАЯ КЛАВИАТУРА

При кодонаборной клавиатуре водитель набирает код аналогично тому, как это делают на домофоне, и шлагбаум открывается. В темное время суток панель устройства подсвечена светодиодами. «Количество вариантов комбинаций здесь, конечно, меньше, чем в радиосигнальной системе, но все равно их несколько миллионов, что практически сводит к нулю возможность подбора», — уверен специалист компании «КБ-Сервис» Павел Федотов.

МОНТАЖ СИСТЕМЫ

Подбор комбинаций элементов автоматизации и их монтаж лучше доверить мастерам из специализированных компаний. Они могут оценить целесообразность и возможность применения той или иной аппаратуры в каждом конкретном случае и оптимизировать стоимость всего комплекса. Попытки самостоятельного монтажа и настройки систем могут привести к сбоям в работе техники или даже поломке оборудования, что приведет к лишним тратам.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности