Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Отворяйте ворота

Доступ на дачный участок или в гараж преграждают ворота. Какие из них выбрать: экономичные распашные или эксклюзивные кованые, секционные или рулонные, каждый решает сам. На выбор влияют и материал, и способ изготовления, и технология установки, и цена ворот.

КОВАНЫЕ ВОРОТА

Коваными делают распашные и откатные ворота. Кованные вручную ворота — это всегда эксклюзивное изделие, поэтому и цена на него значительная (от 12 тыс. руб. за 1 кв. м). Вариантов их изготовления тысячи. Они могут быть целиком из металла и с деревянными вставками; решетчатыми, глухими (когда к прутьям приваривают железный лист) и прорезными (в приваренном листе сделаны фигурные окошки); из простых и сложных элементов.

СВАРНЫЕ ВОРОТА

Сварными делают распашные и откатные ворота. Они просты в изготовлении, поэтому их делают быстро. Несмотря на то что ворота не имеют такой художественной красоты, как кованые, у них есть преимущества, к примеру более низкая стоимость (от 1375 руб. за 1 кв. м), простота установки. Сварные элементы могут быть очень изящными.

ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНЫЕ ВОРОТА

Подъемно-поворотные ворота подходят для использования в гараже. Их полотно жесткое, негнущееся, занимает всю ширину проема. С помощью шарнирно-рычажного механизма ворота открываются единой плоскостью, в максимальной верхней точке вставая параллельно потолку и частично выступая над въездом наподобие козырька. Полотно ворот выполняют из сэндвич-панелей либо из металлического профнастила. Тяжесть агрегата вынуждает использовать автоматику. Цена конструкции — от 40 тыс. руб.

СЕКЦИОННЫЕ ВОРОТА

Секционные ворота состоят из одной створки во всю ширину гаражного проема, которая сделана из небольших горизонтальных сэндвич-панелей, соединенных между собой шарнирными петлями. При открывании ворот все полотно укладывается в горизонтальном положении вверху вдоль потолка внутрь помещения. Если направляющие смонтировать близко к потолку, можно добиться максимального использования пространства внутри гаража. Благодаря делению на секции эти ворота не требуют ни сантиметра дополнительного пространства во время закрывания или открывания. Кроме того, они имеют теплоизоляцию, герметичны. Стоимость секционных ворот начинается с 20 тыс. руб.

РУЛОННЫЕ ВОРОТА

Рулонные ворота, которые часто ставят на въезде в гараж, сделаны в виде гибкого полотна из горизонтальных профилированных алюминиевых полос (ламелей). Открываются ворота вверх, ноне вдоль потолка, а скручиваются в рулон на приводном вале, который установлен непосредственно над проемом. Рулонные конструкции легко монтировать, ими можно оборудовать практически любой гараж. Приводной вал может находиться как внутри, так и снаружи помещения. Стоимость рулонных ворот — от 10 тыс. руб.

ОТКАТНЫЕ ВОРОТА

Откатные (сдвижные) консольные ворота чаще делают для въезда на территорию, реже — в качестве гаражных. Сделаны ворота в виде решетчатого или цельного металлического полотна в раме, которая имеет привод и консольные блоки, закрепленные в направляющем рельсе. Движение ворот происходит не вперед-назад, а вправо-влево, вдоль забора. Откатные ворота полностью освобождают проем, не ограничивая высоту проезда. Ворота оборудуют автоматикой, дистанционным пультом управления. Стоимость — от 40 тыс. руб.

РАСПАШНЫЕ ВОРОТА

Распашные ворота используют для въезда на территорию или в гараж. Их изготавливают из дерева, металла (сварной, профлист), сэндвич-панелей. Ворота могут быть одно-и двустворчатыми; глухими (с обшивкой профлистом с одной или двух сторон), решетчатыми и утепленными (с заполнением сэндвич-панелью). Створки, прикрепленные к опоре с помощью петель, открываются наружу. Такие ворота служат долго, при желании их можно автоматизировать. Их легко раскроет женщина или ребенок. Стоимость распашных ворот — от 10 тыс. руб.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности