Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Новый интерьер

МИР ВОКРУГ. График жизни большинства людей выстраивает очень просто: работа -дом - работа - дом... В том месте, где стоит тире, подразумеватся отдых в выходные дни и в отпуске. Но даже в этом графике постоянно происходят перемены, потому что в жизни все течет все изменяется. Идет карьерный рост. Уже есть соответствующее окружение, модная одежда, современная машина. Отпуск проходит не в Подмосковье на огороде, а на хороших курортах. Укрепляется привычка к европейскому комфорту.
И однажды человек приходит в дом и чувствует, что его жилище отстало от моды. Первая мысль: "Нужен косметический ремонт!". Следом как вражеские полки в наступление цепью идут вопросы: какой сделать потолок? Чем облицевать стены? Что делать с полами? Взор на потолок отмечает, что люстра давно уже даже не ретро.
Впрочем, очень многие люди спокойно относятся к созданию интерьера собственного жилища. Они считают, что сегодня возможно все, а интерьерной моды вообще никакой и нет. Действительно, сами дизайнеры признаются, что четких рамок никто очертить не может, между модным современным стилем и классикой границ нет и т.д., и т.п.
И на вопросы, как, по каким критериям выбирать стиль и какие интерьеры можно считать модными, ответы могут быть даны только в конкретных случаях.
ГЛАЗАМИ ПРОФЕССИОНАЛА. Среди дизайнеров интерьеров ходит байка об одной заказчице, которая на любые предложения по созданию интерьера квартиры отвечала что ей непременно нужны гипсокартонные арки. Да, было время, когда чуть ли не все квартиры делались с такими арками. Но это было очень давно, тогда, когда только появился сам гипсокартон. Мода на арки давно прошла. Поэтому дизайнер спросил, почему заказчица непременно же лает сделать арки. Она спокойно ответила: "У моего папы так было... " Эта фраза стала присказкой у дизайнеров.
Тем не менее, такой заказчице вполне бы подошел стиль органо-поп, бывший популярным в 1960-е годы, и который сегодня снова обретает новую жизнь. Вообще сейчас очень модная тенденция - совмещать классику и современность. Грамотно и стильно совмещать. Если просто поставить в интерьер классическую и современную мебель в пропорции «пятдесят - на –пятдесят», то никакого эффектного, стильного и модного контраста не получится.
Чтобы спроектировать квартиру в модном стиле, непременно нужно следовать определенным правилам. В современной стилистике предпочтительнее форма больших перетекающих пространств, а не центральная симметрия характерная для классики. Если же ориентироваться на классику, то следует придерживаться правила ограниченных пространств, в границах которых комнаты закрываются дверьми и отличаются друг от друга. Например, можно в одной квартире создать китайский кабинет и гостиную в стиле прованс. Нео-артдеко очень подходящий стиль для тех, кто молод. Они могут быть модными в рамках классики, но при этом не иметь никакой архаики. Хай-тек, идеализирует конструкцию, всегда был, к сожалению, чисто декоративным, а сейчас его и вовсе почти нет.
В минимализме нужно идеально выстроить всего три объема, три линии. Но это довольно дорогой стиль, потому что каждый элемент самоценен, и потому мебель должна быть идеальной, а материалы - дорогами. Выдержать интерьер в стиле функционализма, тоже не так непросто, потому что и там есть свои правила. Чем строже все эти правила выдерживаются, тем более стильным и модным получается интерьер. Даже эклектика может быть стильной.
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА. В моду минимализм входил в 1998 году на Миланском салоне. Из большинстве стендов была представлена привычная мебель из вишни и ореха, но на стендах ведущих фирм выставлялись первые экспозиции мебели из выбеленного дуба или цвета венгена тот момент революционной матовой отделки. Позже появились кружева и орнаменты, покрывающие все мыслимые поверхности. А потом стона возродились глянцевые лаковые отделки. Сейчас в моде резьба по дереву, бронзовое литье, вареное стекло. Снова в моде ручной труд, мебель, в которую вложил душу какой-нибудь дедушка. Но при этом ее осовременили, подали под другим соусом, и она выглядит удивительно стильно и свежо.
А еще мода создается благодаря развитию новых технологий, которые в зависимости от желания человека входят и в жизнь, и в интерьеры. Дентальный (цифровой) дизайн, например, появился благодаря компьютеру. Он ближе всего к технологии «умный дом». В комлексе с натяжными транслюцентными потолками получаются удивительные формы потолков и стен со сложнейшими управляемым динамическими подсветками, что очень эффектно и модно.
На моду влияют и объективные условия, к примеру, доступность сырья. Не исключено, что в будущем дизайнеры начнут работать с породами дерева, которые еще не стали редкими и представлены на рынке. Возможно, модной будет считаться пластиковая мебель, вещи, поддающиеся вторичной переработке. Может, деревянный стол или обои на бумажной основе будут считаться немодным, так как для их создания потребуется срубить дерево, которое росло сто лет.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности