Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Стой! Кто... едет? Часть 1

Парковочное самоуправство частных автовладельцев приводит к тому, что машины заполоняют дворы и обочины нешироких проездов и служебные площадки. Этим недовольны как жители окрестных домов, так и представители организаций, по закону имеющие право на беспрепятственный подъезд к жилым домам и прочим зданиям. Нередко для сдерживания этого нашествия машин используют шлагбаум.

КАК ОН РАБОТАЕТ

Шлагбаумом называют устройство, в котором механизм поднимает и опускает стрелу, ограничивающую перемещение транспорта. Оно снабжено электронным блоком управления. Этот блок может быть интегрирован с дополнительными узлами автоматизации, которые способны обеспечить разные режимы движения транспорта и методы его пропуска. Кроме того, блок управления занимается сбором статистической информации. Такие сложные системы нужны для регулирования въезда автомобилей на территорию режимных предприятий, банков и на платные автомагистрали. Часто востребованнее более простые варианты автоматики.
Например, способности блока управления можно ограничить умением подчиняться только сигналу, поступающему от миниатюрного радиобрелка либо от нажатой охранником или консьержем кнопки.
Стальная стрела может быть снабжена «шторкой», бордюром безопасности (резиновым профилем в нижней части), подвижной опорой для фиксации уровня опускания. Чтобы ограничитель был заметен издалека, на его поверхность прикрепляют светоотражающие элементы. Если шлагбаум будут использовать интенсивно, в том числе и ночью, стрела может быть снабжена сигнальными огнями.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Выбирая шлагбаум, нужно принять во внимание несколько параметров.
Ширина перекрываемой дороги. «Этот параметр определяется очень просто: с помощью рулетки производим замер проема, который необходимо перекрыть, и, если необходимо, отнимаем ширину пешеходного прохода (обычно 1 м), — объясняет руководитель отдела МК 000 «Мастерская «Соло дизайн» Максим Догаев. — Полученное число должно соответствовать длине стрелы шлагбаума». Последняя может быть от 2 до 12 м. Если такой размах недостаточен, используют два шлагбаума, смонтированных друг напротив друга и перекрывающих проезжую часть синхронно. Если размах слишком большой, например при перекрытии невысокой арки, может быть применена складывающаяся стрела.
Интенсивность работы — наиболее важный параметр. Рассчитать точно этот показатель для выбора шлагбаума могут специалисты. Как комментирует М. Догаев, 100%-ная интенсивность у шлагбаума, который эксплуатируют круглосуточно и непрерывно в течение всего срока службы. Впрочем, на рынке существует некоторая условная градация степени интенсивности, помогающая разобраться в этом параметре. Например, интенсивность до 200 циклов поднятия и опускания шлагбаума считается низкой, до 1000 — средней, а до 10000 — высокой.

Далее часть 2


Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности