Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Коварство алкоголизма

Зачастую люди пьющие в качестве аргумента своей тяги к алкоголю говорят, что крепкие напитки помогают снять стресс, хоть на время уйти от проблем, найти общий язык и хорошее настроение в компании... При этом многие утверждают, что никакой зависимости от алкоголя у них нет и они могут бросить пить в любой день.
На самом деле суть любой зависимости, и алкоголизма в том числе, заключается в ее коварности. Алкоголиками ведь не рождаются, а становятся в результате образа жизни. Скептики уповают на наследственность. Это понятие, конечно, никто не отменял. Однако если человек, родственники которого до третьего колена страдали алкоголизмом, осознает всю опасность этого заболевания, то он вполне может избавиться от алкогольной зависимости и стать первым трезвым во всех отношениях представителем династии. Коварность алкогольной зависимости характеризуется хотя бы тем, что во всем мире не существует статистики, после какой по счету рюмки начинается алкоголизм. Фактически нет прямого ответа на самый главный вопрос, сколько можно выпивать, чтобы не стать алкоголиком. Может быть, и поэтому алкоголизм называют «болезнью самосознания». Желание выпить вина или водки изначально не является насущной потребностью человека, такой же, как покушать, попить или поспать. Оно возникает из-за некоторых ситуаций, а вернее, из-за приятных или неприятных переживаний, с ними связанных. Если переживания не брать в расчет как механизм, запускающий потребность в алкоголе, то картинка «Захотел и выпил» превращается в другую - «Не хотел, но опять напился». Попадающие под действие алкоголя, не связывают причину, вызвавшую потребность алкоголя, и само употребление. Часто бывает, что человек, попав в компанию, подсознательно испытывает повышенную тревожность, что его могут просто не заметить или неправильно оценить. А выпив, он чувствует, что напряжение ослабло, страх ушел и вместе с этим пришло приятное ощущение уверенности в себе. После нескольких таких ситуаций выстраивается умозаключение: «если обидно или тоскливо и из-за этого невозможно наладить с кем-то контакт, то нужно выпить, и все получится». Это умозаключение переносится на все сферы жизни. Внутренний дискомфорт, сигнализирующий о наличии проблемы, подталкивает не к действиям по ее решению, а к уклонению от всяческих усилий при помощи элементарного снятия напряжения с помощью того же алкоголя.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности