ОСАГО без износа

ОСАГО уже шесть лет помогает потерпевшим получить компенсацию после аварии. Или не помогает - бывает и такое. Но больше всего нареканий вызывает то. что выплаченные суммы не покрывают расходов на ремонт.

ИЗНОШЕННЫЕ ПРАВИЛА

Страховые компании определяют сумму ущерба по специальным правилам, где записано: при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей (пункт 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 года№263).
Другими словами, чем старше автомобиль, тем меньше денег заплатит страховая компания. Именно это положение и не дает большинству потерпевших отремонтировать поврежденные автомобили на деньги, полученные по страховке. Новый бампер взамен разбитого на пятилетний автомобиль? Не положено! Ведьстарый стал за эти годы дешевле вполовину; значит, такой и нужно искать для замены. Только где его взять? Вот и приходится доплачивать свои кровные для покупки новой детали.

КТО ВАЖНЕЕ?

Вообще-то закон закрепляет за потерпевшими право полного возмещения убытков (статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ). То есть потерпевший вправе требовать компенсации всех расходов, необходимых для ремонта автомобиля. Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться на основании федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и принятых позже (но в соответствии с этим же законом) Правил ОСАГО. В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата по ОСАГО должна производиться без учета износа. Но при этом в Правилах ОСАГО появился злосчастный пункт про износ! Выходит, это положение противоречит закону.

СУДЕБНО-СТРАХОВОЙ СОЮЗ

Обычно суды общей юрисдикции, где рассматривают споры между автовладельцами и страховщиками, занимают позицию последних. Такую точку зрения поддержал и Верховный СУД (решение ВС РФ от 25.11.2003 года ГКПИ03-1266).Суд указал, что положения пункта 63 Правил ОСАГО о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям статьи 15 ГК РФ, поскольку позволяют... «потерпевшему отремонтировать автомобиль и исключить обогащение с его стороны». Честно говоря, с точки зрения обычного человека, решение абсурдное. Как можно отремонтировать автомобиль, если вместо необходимых, к примеру, 100 тысяч рублей страховая компания выплачивает половину? А если поставить новые детали подвески вместо изуродованных в аварии - выходит, водитель при этом обогатится? И еще: учел ли суд, что установка бэушных деталей противоречит другому закону - «О безопасности дорожного движения»? Словом, решение ВС вызывает немало вопросов. Поэтому иные суды принимают решения в пользу автовладельцев. Имейте в виду: Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) пришел к выводу, что страховое возмещение по ОСАГО должно выплачиваться без учета износа (постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 года № 13377/06). Поводом для этого стал спор между двумя страховыми компаниями о взыскании ущерба, причиненного застрахованным лицом. ВАС как раз руководствовался положениями закона (он принят Госдумой), как акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с Правилами (утверждены Правительством РФ), и удовлетворил требование страховой компании о возмещении ущерба в размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа. Правда, это постановление обязательно к исполнению только в арбитражных судах (они решают споры между юридическими лицами), но никто не запрещает применять его «по аналогии».

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности