Тук-тук - что за звук?

Этот дробный стук будет сопровождать путешественника в течение всей поездки по азиатским странам. А издает его при движении маленький трехколесный мотороллер, так и называемый в народе тук-туком. В его конструкции не предусмотрено дверей, а крышу образует кожаный или жестяной тент, который при желании можно опустить или снять. Если учесть, что мотороллер способен развивать скорость до 50 километров в час, ветер в ушах и масса эмоций пассажиру гарантированы.

Шустрый транспорт

Кажется, в Азии не осталось мест, куда бы ни добрался шустрый авторикша. Его пухлые разноцветные бока, мастерски разрисованные, декорированные цветами и рекламой, мелькают на улицах населенных пунктов в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Таиланде, а также в некоторых африканских и ближневосточных государствах. В общем, везде, где дороги никогда не знали разметки, улицы — тротуаров, а водители — правил дорожного движения. Где велосипеды, укомплектованные по принципу «трое за раз, не считая собаки», и коровы, демонстративно располагающиеся поперек проезжей полосы, являются неотъемлемой частью транспортного потока. Такой пестрый состав и огромное число участников уличного движения естественным образом ведет к образованию пробок. Это главное проклятие автомобилистов всего мира и привело к появлению тук-туков. Какое еще транспортное средство может взять «мычащий» барьер, не теряя скорости и не вызывая дорожного переполоха? К тому же сказались традиции. Ведь авторикша — преемник велорикши, а тот, в свою очередь, тоже имеет предшественника — рикшу с коляской. Сейчас старинные транспортные средства выставлены во многих отелях как напоминание о колониальном прошлом азиатских стран.
В Европе авторикша выполняет скорее декоративные, развлекательные функции, поскольку здесь его успешно заменяет двухколесный скутер типа популярной «Веспы». Кстати, характерные для всех современных тук-туков тормоз на переднем колесе и передняя выпуклая фара были позаимствовали именно у итальянского мотороллера.
Главное отличие тук-тука заключается в его статусе. Это не индивидуальное средство передвижения, а такси или общественный транспорт. Весть о появлении пешего белого человека на улицах азиатского города разносится с молниеносной быстротой. Стоит только выйти за территорию отеля, и тебя начинают преследовать местные аборигены, бормоча под нос «тук-тук, тук-тук» в такт проносящимся мимо мотороллерам. Как же тут не соблазниться поездкой на этом причудливом изобретении?

Сколько стран, столько тук-туков

В Индии первые тук-туки имели двигатель, разработанный фирмой Lambretta, но постепенно их вытеснили машины с двигателем Vespa. потребляющие значительно меньше бензина. Они производятся фирмой Bajaj Auto, поэтому в народе зовутся Bajaj. Существует несколько моделей подобных авторикш. Последние легко отличить не только по внешнему виду, но и по значительно меньшему уровню производимого шума.
Указом правительства весь транспортный парк Дели в 1998 году был переведен на сжиженный газ, что первоначально вызвало большие очереди на заправках. Сейчас с увеличением количества газозаправочных станций ситуация нормализовалась. Заметно улучшилась и экологическая обстановка. По крайней мере теперь на улицах города редко встречаются люди в защитных масках. А если и попадется парочка, то они. скорее всего, окажутся китайцами или японцами и оберегать себя будут не от смога, а от гриппа. В других городах превращение улиц в чистую экологическую зону пока не является обязательным, но и там машины на газу не редкость.
Плату за проезд в крупных городах Индии водители обязаны взимать согласно государственным тарифам. Естественно, нормативы, установленные властями, кажутся владельцам авторикш слишком низкими, из-за этого они часто конфликтуют с полицией, которая ловит их за превышение тарифной ставки.
А уж срубить деньжат с европеоида считается и вовсе святым делом, поэтому цену нужно оговаривать заранее и нещадно торговаться. В итоге вы все равно раза в два переплатите. Также учтите, что в любой азиатской стране цену вам назовут в местной валюте, а не в долларах или евро — обиднее всего стать жертвой собственной непонятливости.
В Шри-Ланке авторикши встречаются буквально везде — от крупных городов вроде Коломбо до тихих деревушек в гористых районах. Большинство здешних тук-туков — немного измененная модель Bajaj, импортированная из Индии, хотя встречаются и другие бренды, например Piaggio и даже модели местного производства. Плата за проезд не фиксированная, так что цена определяется исключительно прихотью водителя.
Если говорить о Таиланде, то больше всего авторикш в Бангкоке и курортных городах. Тайский тук-тук — это модификация японского авто, популярного в стране в 1960-х годах. Поездка на них обходится гораздо дешевле, чем на обычном такси, особенно если не избегать торга — он здесь уместен и даже необходим. Предварительно лучше узнать эквивалентную плату за такси. На городских маршрутах курсируют авторикши, рассчитанные на восемь — десять человек. Они работают по принципу обычных маршруток, то есть подбирают попутчиков по дороге. На перекладинах мотороллеров есть звоночки, на которые нужно нажимать, когда хочешь сойти.
В Камбодже термином «тук-тук» обозначают мотоцикл с прицепной коляской. Движение на дорогах в этой стране не такое плотное, как в Таиланде и тем более в Индии, поэтому нет необходимости в транспорте, рассчитанном на большее число мест. Можно сказать, что тук-туки царствуют на здешних дорогах. Кроме крупных городов их особенно много рядом с туристическим комплексом Ангкор. За небольшую плату путешественникам организуют экскурсии вокруг храмового комплекса.
Тук-туки встречаются и в Кении, особенно часто в прибрежных районах. В горной местности авторикшам приходится жестко конкурировать с Boda-bodas (велосипедными такси) и Matatus (микроавтобусами). А в Танзании тук-туки называют Bajaj — по имени компании-производителя.
На самом деле ездить по азиатским дорогам вполне безопасно. Это поначалу европеец с приличным водительским стажем окрестит происходящее хаосом (особенно туго ему придется в стране с левосторонним движением). Но, немного освоившись, он заметит, что в этом хаосе различим определенный порядок. А статистика ДТП и вовсе утешает. Все-таки и скорости не те, и отношения на дорогах довольно деликатные. Азиаты в отличие от арабов и славян не устраивают гонок на выживание, стараются уступать дорогу по первому сигналу клаксона. Так что кажущаяся бесшабашность местных водителей на деле оборачивается сноровкой, граничащей с виртуозностью. И этому у них стоит поучиться.

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности