Арьергард (фр. arriere-garde — тыловая охрана), силы прикрытия (охранения), выделяемые от соединений (частей) сухопутных войск при отступлении.

В некоторых случаях арьергард может выделяться при совершении марша от фронта в тыл. При отходе задача арьергарда — задержать наступающего противника, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, обеспечить их организованный отход и занятие назначенного рубежа. Арьергард непрерывно ведёт разведку с целью выявления состава, группировки и направления движения войск противника.
Арьергарды широко применялись в войнах прошлого. В средние века они, так же как и авангарды, составляли важнейшую часть не только походного, но и боевого порядка войск. В боевом построении армии того времени арьергард или резерв представлял отдельную глубокую колонну войск, которая располагалась, как правило, на одном из флангов. В состав арьергарда выделялись значительные силы, состоявшие из различных родов войск. Вводимый в сражение в решающий момент арьергард нередко решал его судьбу. В сражении при Ньюпорте (1600) удар свежих частей арьергарда полководца М. Оранского (составлявших до 1/3 всех его сил) предопределил победу нидерландской армии над испанскими войсками эрцгерцога Альберта.
Однако в дальнейшем арьергард утрачивает своё значение одной из основных частей боевого порядка и становится лишь органом охранения (прикрытия) главных сил при отходе и совершении марша. История войн даёт множество примеров успешных действий арьергарда. Важную роль сыграл арьергард русских войск в Швейцарском походе Суворова 1799 года. Он не только обеспечил преодоление главными силами Альп, но и нанёс серьёзное поражение превосходящим силам французов. Искусно сражался арьергард русской армии под командованием П. И. Багратиона во время войны с Францией в 1805-1807 (бои при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау). Умело действовали арьергарды, возглавляемые атаманом М. И. Платовым и другими военачальниками, при отходе русских армий в 1812.
Боевой состав и удаление арьергарда от главных сил определяются в зависимости от возлагаемой на него задачи, сил, положения и характера действий противника, состава охраняемых войск и условий местности. В Великой Отечественной войне в состав арьергарда обычно выделялись: усиленный полк от дивизии, усиленный батальон от полка. Иногда от армии (корпуса) выделялся один арьергард в составе дивизии, прикрывавшей отход войск по нескольким маршрутам. Он вёл, как правило, манёвренную оборону и применял заграждения в полосе отхода главных сил охраняемых войск. Активными и решительными действиями, особенно в начале Великой Отечественной войны, арьергарды наносили противнику большие потери и срывали его замыслы.
Определяя боевой состав арьергарда, обычно исходят из того, чтобы он был способен выполнить свою задачу самостоятельно, без поддержки главных сил. В состав арьергарда выделяются танковые и мотострелковые части (подразделения), усиленные подразделениями других родов войск и поддерживаемые авиацией. Арьергард для обеспечения отхода главных сил удерживает заблаговременно занятый рубеж в течение указанного ему времени, пока главные силы свёртываются в походные колонны и начинают отход. Когда они оторвутся от противника, арьергард с разрешения старшего начальника отходит с боями от рубежа к рубежу, широко применяя засады, заграждения и разрушения. При этом на каждый следующий рубеж сначала отходит часть сил арьергарда и занимает на нём позиции на широком фронте, обеспечивая отход остальных сил арьергарда. Действия арьергарда должны быть решительными, активными, хорошо согласованными с действиями главных сил.
В ВМФ арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их замыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). Начиная со 2-й мировой войны, в связи с существенными изменениями в условиях и характере боевых действий на море, арьергард на флоте не применяется.


Наш сайт про Вашу личную безопасность, безопасность вашей семьи и близких, безопасность вашего бизнеса, а также про "тылы", которые обеспечивают эту безопасность.

Стой! Кто... едет? Часть 2

Часть 1

ТЕХНИКА НА ЛЮБОЙ ВКУС

Для различных нужд на рынке можно подобрать наиболее оптимальную модель шлагбаума.
Гидравлические и электромеханические шлагбаумы. Основными механизмами гидравлических шлагбаумов являются балансировочная пружина и гидропривод. Вместо последнего у электромеханических моделей установлены редуктор и электродвигатель. У «водяного» варианта есть сторонники и противники. Первые считают, что в гидравлической модели меньше трущихся элементов, что ощутимо увеличивает срок службы механизма. Снабжают гидравлические аппараты и специальными рабочими жидкостями, позволяющими эксплуатировать многие модели при 50-градусных жаре и морозе. В полной комплектации они стоят около 1400-2000 евро и представлены на рынке брендами SEA, FAAC и прочими, менее популярными. Противники такой техники констатируют, что модельный ряд импортной электромеханики на рынке шире. Пусть она и не дешевле гидравлики, но ремонт«водяной» модели дороже. Кроме того, известны примеры, когда при сильном морозе гидравлические механизмы давали сбой. На сегодняшний день в России в большей чести электромеханические шлагбаумы. Скоростные шлагбаумы. Скорость открывания шлагбаума определяется временем опускания и поднятия стрелы — от 1,5 до 10 с. Быстрота работы ограничителя важна для объектов с очень активным движением, к примеру на стоянках при аэропортах, платных автострадах. Для таких мест выпускают скоростные шлагбаумы. Стрелы этих ограничителей имеют круглое сечение и среднюю длину 3 м. Они принимают вертикальное положение за 1,5-2 с. Их редукторы и двигатели специально усилены. Цена скоростных шлагбаумов соответствует их способностям — около 2000 евро.

НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ

Выбор автоматического шлагбаума — занятие ответственное, это достаточно сложный механизм. Именно последним обстоятельством, по мнению М. Догаева, объясняется отсутствие на рынке подделок. «Выбор нужно делать исходя из конкретных требований к шлагбауму и условий его эксплуатации, — советует специалист, — а монтаж поручать представителям профессиональных монтажных организаций». Спектр шлагбаумов широк: можно найти и ограничители движения российской сборки из комплектующих, ввезенных из Китая (их немного), и высокоскоростные шлагбаумы с возможностью эксплуатации с максимальной интенсивностью из Германии и Италии. Цена отдельных образцов, даже имеющих примерно одинаковые параметры, может отличаться очень сильно.
Недорогие шлагбаумы. По информации специалиста 000 «КБ-Сервис» Павла Федотова, к бюджетным относятся российские шлагбаумы — полный комплект отечественного ограничителя сегодня можно купить за 600-850 евро. Как правило, за 800-900 евро можно приобрести недорогой импортный продукт, вполне годный для ограничения движения на въезде во двор жилого дома или на корпоративную стоянку вместимостью до 100 авто. Из зарубежных брендов здесь предлагают свой товар компании GiBiDi, DITEC, CAME, BARRIER и др.
Техника по средней цене. Шлагбаумы со средней стоимостью наиболее востребованы потребителями. Механика аппаратов данного класса на первый взгляд схожа с бюджетными версиями, да и выпускают «мидл-класс» тоже в основном производители из Италии. Но при этом цены в базовой комплектации находятся в пределах 900-1250 евро. За что же большая цена? Данная техника надежнее, может работать в более интенсивном режиме, блок управления настраивается проще, а качество металла и сборки выше. Шлагбаумы средней цены предназначены для стоянок вместимостью 300-600 автомобилей. Их выпускают под брендами BFT, Nice, Beninca CAME и GENIUS S.p.A. и др.
Дорогие ограничители. За сумму в 2300-2600 евро можно приобрести в буквальном смысле неутомимого труженика, который будет работать круглые сутки, с максимальной интенсивностью. Это лучший выбор для мест с постоянным плотным транспортным потоком. Механизмы дорогостоящей техники изготовлены из лучших сортов металла, где выполнены все необходимые регулировки, а блок управления вооружен множеством дополнительных функций, значительно упрощающих регулировку движения. Выпускают такие шлагбаумы Automatic Systems, Magnetic Autocontrol, Elka и пр.

ПОКУПКА И УСТАНОВКА

Лучше отдать предпочтение фирме-продавцу, давно работающей на рынке и имеющей объемное портфолио. При обращении вам терпеливо объяснят все тонкости, даже если вы проявите «образцовую дотошность». Обратите внимание на то, что продажа и установка — понятия разные, и тут важно не ошибиться. «За услугой установки лучше обратиться в ту фирму, где приобретен шлагбаум, — советует П. Федотов. — Тогда у вас будет гарантия и на шлагбаум, и на работу. Делать монтаж и настройки самостоятельно крайне нежелательно — это приводит к потере гарантии. Если же вы купили шлагбаум у одной фирмы, но при этом хотите, чтобы установила его другая, смиритесь с мыслью, что у вас будет гарантия только на установку шлагбаума».

Версия для печати

Copyright 2010 © О тылах для вашей безопастности